Російська мова (факультатив) 5 - А

Шановні!

Учні, запишіть в зошиті дату, тему, як показано на початку сторінки. 

Батьки,  відпрацьовані завдання сфотографувати чітко та якісно та надіслати на електронну адресу учителя zrt52mk@gmail.com  в темі листа ОБОВ'ЯЗКОВО вказати прізвище, ім'я, клас 



Тринадцатое мая
Дистанционное обучение
Тема: Главные и второстепенные члены предложения






Подчеркните слова как члены предложения:
1. В зоопарке в вольере бегают жирафы и страусы.
2. Зеленая лягушка прыгала по траве и громко квакала.
3. В саду расцветали яблони и груши.
4. Осенью листья желтеют и падают на землю.
5. По сторонам тропы рос шиповник и красиво цвёл.
6. Лебеди и утки величаво плыли по озеру.
7. В портфеле у меня лежат школьные учебники и тетради.




Шестое мая
Дистанционное обучение
Тема: Предложение. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.







1.    Распределительный диктант.
Повествовательное
Вопросительное
Побудительное



Распределите номера предложений по колонкам:
 1.С котом белка подружилась сразу.

2.Куда же она девалась?

3.Я сел на диван рядом с Иванычем.
4.Ну, зачем вы меня разбудили?
5. Убирайте ее куда хотите!
6.Мама с испугу подушку выронила.
7. Пойдем, па, лучше домой.
8.Что с ним теперь делать?
9.Кыш, кыш, улетай отсюда скорей!
10.Так мы и ушли, ни разу не выстрелив.

2. Творческий диктант: запишите три восклицательных предложения.


Двадцать девятое апреля
Тема: Словосочетание, главное и зависимое слово.







Запишите словосочетания и разберите их:

высокий камыш, читать книгу, говорит с ним, долгий разговор, зависимое слово, читать выразительно, решить правильно.



Двадцать второе апреля
Тема: Буквы Ё, О после шипящих в корне слова.

Особые трудности в русской орфографии вызывает правописание ударяемых гласных «о» или е/ё после шипящих «ж», «ш», «ч», «щ» в корне слова.

Чтобы правильно написать слово, руководствуемся орфографическим правилом:
ПРАВИЛО
Под ударением в корне слов после шипящих пишутся буквы «е», «ё», если в родственных словах или формах слова пишется «е».
Посмотрим, как работает это орфографическое правило. Чтобы сделать выбор между написанием букв «ё» или «о» в словах «вечёрка», «печёнка», «причёска», «чёрный», подберем родственные слова, в корне которых пишется буква «е» после шипящих:
вечёрка — вечер
печёнка — печень
причёска — чешет
чёрный — чернота
щёголь — щеголять.
Убедились, что мена буквы «ё» на «е» в подобранных родственных словах состоялась. Значит, в рассматриваемых словах в корне после шипящих напишем букву «ё».
Аналогично выбираем написание нужной буквы после шипящих в корне слов:
зачёт — зачесть
чёлн — челнок
бечёвка — бечева
шёпот — шептать
моложёны — жена, жених.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Воспользовавшись этим правилом орфографии, сделаем верный выбор в написании слова «щёлка».
В русском языке существует ряд слов, к которым невозможно подобрать родственные слова или изменить их форму, чтобы после шипящих «ж», «ш», «ч», «щ» писалась буква «е».
Исключения
Написание слов:
крыжовник
мажор
шоколад
обжора
шов
шок
шорох
чащоба
жокей
шофёр
шовинист
шоссе
шотландский
шорник
шоры
и их производных с буквой «о» после шипящих следует запомнить или справляться об их написании в орфографическом словаре.



Объяснительный диктант
Спишите в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, в словах с пропуском выделите корень, подчеркните орфограммы:
Тонкая ж_рдочка, деш_вый товар,  спелый ж_лудь,  длинная беч_вка,  завитая ч_лка, красивый ш_лк, ч_рствый хлеб, тяж_лая ноша, ч_рная кош_лка, легкий ч_лн,  ж_сткая щ_тка, чугунная реш_тка, кривой ш_в, щ_лкать,  ч_порный вельможа,  тихий ш_рох,  спелый крыж_вник, городские трущ_бы, полуш_пот, ш_ковая терапия, ож_г руку, ож_г руки, ж_нглер, ш_фер, мокрое ш_ссе.



Пятнадцатое апреля

Тема: Буквы З, С на конце префиксов.

Завершите данные высказывания:

1.   Приставка, корень, суффикс, окончание – это ……….
2.   Морфемы как части слова изучаются в особом разделе науки о языке – ……….
3.   При образовании однокоренных слов получаются слова с разным ……………. значением.
4.   Замену одних звуков другими в одной и той же части слова называют ………………….
5.   Части слов, в которых имеются чередования звуков, называют…………..










Самостоятельная работа.


I вариант

II вариант
1.
Бе..ропотный
1.
Ра..сердить
2.
Ра..статься
2.
Бе..звучный
3.
Ра..считывать
3.
В..хлипнуть
4.
Бе..толковый
4.
И..царапать
5.
Бе..предельный
5.
Бе..жалостный
6.
Ра..чесать
6.
Ра..свет
7.
Ра..винтить
7.
И..лить
8.
Бе..сердечный
8.
Ра..плести
9.
И..следовать
9.
Ра..жечь
10.
В..лететь
10.
Ра..сказать
11.
И..черпать
11.
Ра..ведать
12.
Ра..чистить
12.
Ра..крутить


Распределительный диктант 
Задание: распределите слова с приставками в два столбика. 
Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать.



Первое апреля
Тема: Буквы А,О в корнях –гор-, -гар-, -зор-, --зар-, -клон-, -клан-








Выборочный диктант
Выпишите из текста слова и вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограмму. Определите лексическое значение слов заря и зарница. Чем отличается значение украинских слов зоря и зірниця от русских? При необходимости обратитесь к толковому словарю.
Звучание слова «з..рница» как бы передаёт блеск далёкой молнии... Чаще всего з..рницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверье, что з..рницы «з..рят хлеб» — освещают его по ночам — и от этого наливается он быстрее.
Рядом с з..рницей стоит в одном поэтическом ряду слово «з..ря» — одно из прекраснейших слов русского языка...
З..ря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия: заход солнца и вечернюю з..рю. Вечерняя з..ря начинается тогда, когда солнце уже зайдёт за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом. Г..рят первые звёзды, а з..ря ещё долго дог..рает над долами и туманами.



Двадцать пятое марта
Тема: Буквы А и О в корнях –кас- (-кос-), -лаг- (-лож-), -раст- (-ращ-) - -рос-.
Повторим:
Корни -ЛАГ- и -ЛОЖ-, -КАС- и -КОС- нельзя проверить, нужно обращать внимание на последующую гласную: если за корнем стоит суффикс -А-, то в корнях -ЛАГ - и - КАС- пишем букву -А-, если нет суффикса -А- , то пишем букву - О-
– Но есть слово, которое не подчиняется этому правилу. Это слово ПОЛОГ.
Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать. Например, ситцевый полог, марлевый полог). 

 Алгоритм рассуждения:
1.    Выделим в слове корень.
2.    Поставим ударение.
3.    Посмотрим, какая гласная стоит за корнем.
4.    Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать А.
5.    Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать О.


Комментированное письмо
1. Изл..жить, пол..жить, изл..жение.
2. Выл..жить, изл..гать, зало..жить.
3. Прил..жить, прил..гательное, перел..жить.
4. К..сание, к..снусь, прик..снулся.
5. Прик..сновение, к..снуться, ко..снись.
6. К..саюсь, предл..гаю, изл..гаю.


 Объяснительный диктант.
Вставьте пропущенные буквы и выделите изученную орфограмму.
Прил...гай труд к справедливому делу.
Бывает только неправильный путь, не бывает безвыходного пол...жения.
Если слжить все ошибки умного, получится гора.
Ум заключается не только в знании, а в умении прилгать знание на деле.
Отработав, что полгается, съешь, что причитается.






Выборочный диктант.  Выпишите слова только с корнями -раст-, -ращ-, -рос-.
1)Растения тянутся к свету, а народы к миру.
2)Сломить дерево – секунда, а вырастить - годы.
3)И камень лежа мохом обрастает.
4) Где сосна взросла, там она и красна.






Восемнадцатое марта



Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.
Буквы 
е, и в корнях с чередованием






         Работа с текстом.

Прочитайте текст. О чём вы узнали из него? С чем сравнивает автор чередование звуков в словах?

Даны в языке два слова. И у них корни — с одним значением. И звуки, из которых корень, у них те же. Значит, у них один и тот же корень. Но есть различие в одном-двух звуках… Звуки явно принадлежат этим одинаковым корням. Но — разные. Тогда говорят: чередуются эти звуки. Говорят: это чередование.

Бывает в квартире — все жильцы постоянные, а одна комната сдаётся. То один в неё въедет, то другой. А квартира-то, конечно, та же. Только в одной комнате жильцы чередуются.

(М. Панов)

- Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.
В русском языке при образовании и изменении слов в корнях может происходить чередование, т. е. замена одного звука другим. Чередоваться могут и гласные, и согласные: снег — снежок, беру — забираю.
      Буквы е, и в корнях с чередованием.
Поговорим о корнях с чередованием е/ибер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, чет-чит, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, стел-стил и др. В этих корнях в безударном положении пишется гласная и в случае, если за корнем следует суффикс -а-. В остальных случаях пишется гласная ерасстилать — расстелить. Исключения: сочетать, сочетание.



 Ознакомление с таблицей «Чередование звуков в корнях слов в русском языке».


ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ В КОРНЯХ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Чередующиеся звуки
Примеры
Чередование гласных
о — а
поклон — кланяться
о — ноль звука
рот — рта
е — ноль звука
день — дня
е — о
несу — носить
е — и — ноль звука
соберу — собирать — собрать
о, е — ё
весло — вёсла
Чередование согласных
г — ж
бегу — бежишь
г — з
друг — друзья
к — ч
пеку — печёшь
х — ш
ухо — уши
з — ж
возить — вожу
с — ш
носить — ношу
т — ст
плету — плести
д — ж — жд
водить — вожу — вождение
т — ч — щ
свет — свеча — освещение
к — ц — ч
лик — лицо — личный
ск — ст — щ
пускать — пустить — пущу
б — бл
любить — люблю
п — пл
купить — куплю
м — мл
утомить — утомлю
в — вл
ловить — ловлю
ф — фл
графить — графлю



    Распределительный диктант.
Запишите словосочетания, распределяя их в 2 столбика: в 1-й — с чередующейся буквой е в корне; во 2-й — с и.
Замирать от восторга, натираю до блеска, постелил на пороге, предпочитать в еде, ярко блистающий, запирать дверь, блестел на солнце, расстилалась позади, собирать гербарий, протереть блюдца, соберу в дорогу, замер на месте, запереть на ключ, вымирающий вид, заберу к себе, убирать квартиру.
  Выборочный диктант.
  Выпишите слова с чередованием е, и в корне. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните их правописание.
Утром 4 августа мы стали соб..раться в путь. (В. Арсеньев) Склонившись над сетью, рыбаки быстро и ладно выб..рали улов, а на дно придвинутых к неводу баркасов один за другим падали тяжёлые сомы. (А. Закруткин) Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река. (М. Горький) Солнце сквозь окно бл..стало ему прямо в глаза. (Н. Гоголь) Двери зап..рались одною задвижкою, окна не имели ещё двойных рам. (А. Пушкин)
Объяснительный диктант.
 Вставьте пропущенные буквы. Подберите к словам с чередованиями е, и в корне парные однокоренные по образцу. Подчеркните чередующиеся гласные.
Образец: сжечь — сжигать.
Зап..реть — …, разб..раться — …, расст..лать — …, соб..ру — …, зам..рать — …, разб..русь — …, зап..р — …, выч..тание — …, зам..р — …, соб..раю — …, подб..рать — …, подст..лю — …, выч..сть — …, отб..ру — … .

Творческий диктант.
 Подберите по смыслу и впишите слова в предложения. Выделите корни.
В математическом примере на … я сделал ошибку. С утра брат … в своей комнате. Мы с трудом … в лесных зарослях. Хорошо подумайте и … правильный ответ. Бабушка украдкой … слёзы. Мама … на столе праздничную скатерть. Холодные … очень закаляют организм.
Для справок: проб..рались, выт..рала, уб..рал, выб..рите, расст..лила, выч..тание, обт..рания.


Комментариев нет:

Отправить комментарий